Правильно организованное питание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое место. Организация питания независимо от времени пребывания в нем ребенка базируется на следующих принципах:
- материально-технические условия (обеспечение);
- воспитательная работа педагогов с детьми, формирование вкусовых пристрастий;
- сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
- использование технологической и кулинарной работы продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
- соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ГБДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;
- осуществление ежедневного контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований.
В ДОУ ежедневно составляется меню-требование на основании примерно 10- дневного меню, разработанные положением «Положение о совете по питанию», «Положение о бракеражной комиссии». Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. Дети получают 4-х разовое питание. Завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Для контроля качества пищи при закладке продуктов в котел присутствует член бракеражной комиссии и медицинский работник. Выход блюд контролируется путем взвешивания общего объема приготовленной пищи и количеству детей, не допускается приготовление лишнего количества пищи. Весы на пищеблоке ежегодно проходят поверку. В детском саду имеются рецептурные сборники с 1-3 лет и 3- 7 лет.
Перед едой дошкольники отправляются в ванную комнату мыть руки, самостоятельно садятся за столы. Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры.
Во время еды дети не спешат, не отвлекаются, не играть приборами. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. В помещении, где едят дети, создана уютная обстановка. Скатерти или клеенки на столах чистые, посуда, в которой подается пища, – небольших размеров, эстетична.
Готовая пища раздается сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке. Первые блюда в момент раздачи имеют температуру около 70 °С, вторые – не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) – от 10 до 15 °С. Имеющиеся на пищеблоке электронные термощупы позволяют контролировать температуру готовой продукции. Ежедневно отбираются пробы в посуду с крышкой и хранятся в холодильнике 48 часов при температуре от +2 до +6 градусов.
Перевозка продуктов осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Для каждого вида продукта имеется специальную тару. Это предохранит продукты от пыли, грязи. Мясо привозится за 1 – 3 дня в зависимости от имеющихся условий хранения. Молоко, сметану привозят в специальной упаковке или таре, сухие или сыпучие продукты — в заводской таре: мешках или закрытых ящиках. Для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий используют хорошо закрываемый ящик. Лица, занимающиеся погрузкой и выгрузкой продуктов, регулярно проходят медицинский осмотр. Их обеспечивают специальной одеждой: халатом, фартуком, рукавицами.
Продукты питания, поступающие в детские учреждения, всегда свежие и доброкачественные: без посторонних примесей, загрязнения, поражения грызунами и насекомыми.
Доставленные продукты подвергаются санитарному осмотру и бракеражу. Все данные осмотра фиксируют в специальном журнале. Перед осмотром продуктов персонал знакомится с сопроводительными документами, из которых можно получить предварительные данные о продуктах: дате их выпуска, условиях хранения, сроках реализации. Эти данные особенно важны при поступлении скоропортящихся продуктов: мяса, колбасы, ветчины, рыбы, молока и т.п. Бракераж продуктов производят не только при приеме на склад или в холодильник, но и при поступлении их со склада на кухню. Качество продуктов оценивает медицинский работник детского учреждения. При малейшем подозрении на недоброкачественность того или иного продукта отделяет от остальных и подвергает дополнительному лабораторному исследованию, которое проводится санитарно-эпидемиологической станцией. При приеме мяса обращают внимание на наличие документов, гарантирующих качество мяса или мясных продуктов. Мясные продукты хранятся в холодильниках. Учреждение обеспечено холодильными камерами. Кроме этого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких, как мука, сахар, крупы, макароны, кондитерские изделия и для овощей. Складские помещения и холодильные камеры содержатся в чистоте, хорошо проветриваются.
Ответственный по охране труда следит за соблюдением техники безопасности на пищеблоке, исправностью электропроводки и всего оборудования, медицинский работник за соблюдением правил личной гигиены сотрудников.
Основа эффективного производственного контроля питания детей в дошкольном учреждении – правильное, полное и своевременное ведение учетно-отчетной документации, а именно журналов в соответствии СанПиН и Программой производственного контроля, основанной на принципах ХАССП.
Вопросы организации питания рассматриваются на разных уровнях: родительских собраниях, педсоветах, производственных совещаниях, заседаниях, Совета по питанию, совещаниях при заведующем.
Об условиях питания обучающихся по образовательным программам дошкольного образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе:
- Меню ежедневного горячего питания
- Информация о наличии диетического меню в общеобразовательной организации
В общеобразовательной организации соблюдаются следующие требования:
- организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями) ребенка назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначению лечащего врача) и в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии;
- выдача детям рационов питания осуществляется в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных за питание в ГБДОУ детском саду №35.
Питание в ГБДОУ детский сад №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее ДОУ) организовано на базе собственного пищеблока, работающего на сырье. Для приготовления качественной пищи пищеблок оснащен современным технологическим, холодильным, моечным оборудованием, кухонным инвентарем, посудой, изготовленными из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.Для обеззараживания воздуха в производственных помещениях используется бактерицидное оборудование.
Обслуживание воспитанников осуществляется штатными работниками (шеф-повар, кладовщик, три повара, мойщица посуды, кухонный работник), имеющими соответствующую квалификацию, прошедшими предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры, профессионально-гигиеническую подготовку и аттестацию, вакцинацию, имеющими медицинскую книжку установленного образца.
Снабжение ДОУ продуктами питания осуществляется поставщиками, выигравшими контракты на поставку продуктов.
- АО «Артис-Детское питание» ИНН 7804054351 КПП 7804401001
- Общество с ограниченной ответственностью «БЗУ «Северное» ИНН 7802862201 КПП 781401001
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в ГБДОУ №35 осуществляется при наличии товаросопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность. Каждый продукт имеет декларацию о соответствии, при необходимости – ветеринарное свидетельство.
Форма обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию
Для обеспечения системы оздоровительной работы в детском саду используются следующие технологии:
- «Двигательный игротренинг для дошкольников» А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова;
- «Осанка и физическое развитие детей» А.А. Потапчук, М.Д. Дидур;
- «Игровой стретчинг» А.Г. Назарова;
- «Психогимнастика» М.И.Чистякова.
В ГБДОУ работают учитель-логопед и педагог-психолог на основании договора с Государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центром психолого-медико-социального сопровождения (ГБОУ ЦПМСС) Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Развивающая среда в ГБДОУ является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей детей. Все элементы предметно-развивающей среды дополняют друг друга, что позволяет обеспечивать все направления развития воспитанников в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (тяжелые нарушения речи).