Музыкальная предметно-развивающая среда максимально обеспечена разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды учитываются возрастные особенности дошкольников, присутствует оригинальность, простота. А также привлекательность, доступность, точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
Результаты образовательной деятельности за 2022-2023 учебный год
В детском саду есть замечательный музыкальный зал, где ребята получают художественно-эстетическое развитие через приобщение к музыкальной культуре. Музыкальный зал оснащен всем необходимым оборудованием и пособиями для занятий детей. У нас имеются все технические средства: музыкальный центр, телевизор, интерактивная доска, видео экран, для просмотра презентаций, видео заданий, обучающих видео в работе НОД. Собрана аудио и видеотека по разным возрастам. Для знакомства детей с музыкальными инструментами имеются различные группы инструментов: струнные, ударные, клавишные и т.д. Изготовлено много дидактических игр, наглядных пособий, раздаточного материала для работы с детьми. К каждому празднику продумывается оформление зала по теме. Используются детские работы и детский дизайн. Ребята с удовольствием принимают участие в украшении зала. В саду имеется достойная костюмерная, где силами сотрудников, родителей изготовлены костюмы для постановок сказок и представлений. Для театрализованной деятельности есть несколько видов ширм и различные виды театра. Приобщаясь к музыкальному искусству, дети становятся добрее, эмоциональнее, свободнее в общении. Музыкальный зал является любимым местом у наших ребятишек
Слово «Фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость.
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающая возможность взрослому без назидания и сухих нравоучений, в приятной и понятной для ребенка формы обучить его тому или иному навыку, познакомить с окружающей средой, развить речь, привить художественный вкус.
Фольклор это поэзия, созданная народом, в котором он отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования.
Принцип фольклора: Возрастить дитя в радости.
Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Поэтому, пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:
Котик серый, хвостик белый Приди, котик ночевать, Мою Ирочку качать, А уж я к тебе, коту, За работу заплачу: Кувшин молока да кусок пирога.
Все родители знают, как не легко бывает объяснить малышу правила повседневного поведения, как трудно преодолеть детское упрямство, привить первые самые необходимые навыки. И тут на помощь приходят потешки, созданные нашими предками, для потех малых детей. Они и сегодня помогают родителям научить малыша, говорить первые слова, делать первые шаги, умываться, расчесываться, кушать кашку, гулять, танцевать, одновременно раскрывая перед маленьким человеком красоту и мелодичность поэтического слова.
Потешки, пестушки, прибаутки – развивают у детей активность, самостоятельность, чувство сопереживания персонажам. У ребенка возникает потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети с радостью включаются в игровое взаимодействие по ходу текста, например: с удовольствием помогает котику мотать ниточки – « Котик ниточки мотает, на клубочек навивает». «Моталочка» способствует сцеплению правого и левого полушария.
Так же огромную роль играет тактильное соприкосновение ребенка с персонажем (поглаживание кошечки или «масляной головушки» петушка), и со взрослым (использовании потешек со щекоткой или массажем, они в игровой форме помогают раскрыться, вызвать у детей ощущения защиты и доверия). Например: пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока» развивает мелкую моторику, активизирует кору головного мозга.
В период становления речевого подражания, потешки – песенки просто созданы для речевого формирования общения. Главное – индивидуальное общение, лицом к личику.
Потешки лучшее средство для отработки первых звуков у наших малышей: «гуканья», «гуления», лепета. Все потешки читают очень медленно, четко выделяя голосом гласные, находящиеся под ударением, утрированно показываю артикуляцию.
«Петушо – о – ок, петушо – о – ок Золото – о – ой гребешо – о – ок»; «Наши уточки с утра – а – а, Кря – а – а, Кря – а – а, Кря – а – а. Наши гуси у пруда Га-га! Га-га! Наши курочки в окно – о – о, Ко – ко – ко!»
В течение 2-го года у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Малыши еще не в силах выслушивать просто словесные указания длительного содержания и вновь, выручают потешки и песенки, произнесенные ласково и нежно, это поднимает детям настроение. Слушая их, ребенок способен не только почувствовать их ритм, интонацию, рифму, но и понять содержание. Он начинает повторять слова, звукосочетание, воспроизводить движение с соответствием текста (кыш – полетели).
Тематика фольклора очень связана с бытом окружающим малыша. Ненавязчиво потешка, песенка делает все необходимые жизненные процессы в жизни ребенка желанными и радостными.
При умывании, т.к. дети часто боятся воды:
«Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды, Чисто умываемся, деткам улыбаемся».
При расчесывании – стойко переносят, этому способствует потешка:
«Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса, Расти, косынька до пят, Все волосыньки в ряд».
При кормлении – когда плохо едят:
«Умница Катенька (маленька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, мягкую, душистую» «Щи да каша – пища наша!» «Лейся компотик в сладенький ротик!».
Одеваемся на прогулку: (учимся – право – лево)
«Вот они сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождик пойдет, Наденем галошки
На прогулке обращаем внимание на состояние погоды:
«Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи! Дам тебе ложку, хлебай понемножку! Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще!»
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же развивается речь. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
КОНСУЛЬТАЦИИ
Консультации – эта форма не нова, но она может быть довольно эффективной. Консультации по вопросам музыкально воспитания детей я провожу индивидуально, когда есть необходимость в общении с одной семьей. Например, когда родители испытывают затруднения в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено. На родительских собраниях я даю консультации по организации детских праздников дома. А остальное вывешивается в родительских музыкальных уголках.
Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению (pdf)Музыкальная терапия для всей семьи! (pdf)Музыкальная_аптека (pdf)
Игра – это та форма общения, которая объединяет взрослых и детей в едином действии. Дети очень любят играть с мамой и папой, но мы сталкиваемся с тем, что взрослые просто не знают чем занять своего ребенка. Проще всего включить телевизор или компьютер и не надо напрягаться. Вот для этого я делаю специальную подборку и предлагаю родителям поиграть со своими детьми, чтобы лучше понять их, познакомить с музыкальными инструментами, самим узнать что-то новое о музыке.
Игра “ЛОТО” (pdf)Игра “Собери и назови” (pdf)Игроритмика (pdf)